postheadericon Старшая группа «А»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие психических процессов у детей 5-6 лет

Ни для кого не секрет, что развитие психических процессов — одно из важнейших условий для успешного обучения ребёнка в школе. Иногда плохая успеваемость связана с маленьким объёмом памяти, бедным воображением или слабо развитым мышлением. Развить процессы помогают простые упражнения. Но сначала давайте вспомним особенности познавательной сферы 5-ти летнего дошкольника.

В возрасте 5-6 лет активно происходит смена игровой деятельности на познавательную. Поведением ребёнка движет желание узнать, познать и применить полученные знания. Старший дошкольник с радостью принимается решать логические задачи, что-то запоминать, фантазировать. В этом возрасте психические процессы, такие как внимание, память, мышление, восприятие и др. принимают произвольный характер. Теперь ребёнок запоминает по инструкции взрослого, делает выводы на основании сведений полученных раннее.

Восприятие становится более детальным, объём его возрастает до 5-6 объектов одномоментно. Ребёнок с легкостью воспринимает зашумлённые, наложенные изображения, разные оттенки цветов, разнообразные плоскостные и объёмные формы. Основная работа по развитию восприятия строится на развитии умения выделять в предметах одинаковые признаки.

Внимание становится более устойчивым и управляемым. Важно в этот период развивать умение распределять и переключать свое внимание. Для этого используют специальные игры и упражнения.

Активно развивается зрительная и слуховая память. Количество слов или картинок, которые ребёнок может запомнить возрастает до 6-7 штук. Начинает развиваться образное мышление. Ребёнок способен делать умозаключения не только со зрительной опорой, но и в уме. В этом возрасте старший дошкольник с лёгкостью воспринимает знаковую систему, поэтому самое время начать знакомить его с буквами и цифрами. При группировании предметов ребёнок может учитывать два и более признаков, анализировать и рассуждать.

Возраст 5-6 лет характеризуется расцветом фантазии, которая проявляется в игре, конструировании и рисовании. Ребёнок занимается словотворчеством и сочинительством. Но этот процесс развивается только в результате постоянной работы над развитием воображения.

Старший дошкольник использует в речи почти все части речи, грамматически верно выстраивают предложения. Предлагайте ребёнку как можно чаще рассказывать, пересказывать, составлять рассказы по картинке (или серии картинок), используя описание и прямую речь героев.

Напомним, что развитие психических процессов происходит комплексно. Развивая внимание, мы стимулируем память и восприятие. Процесс мышления запускает процесс припоминания, восприятие и воображение.

При системном подходе к поступлению в школу у ребёнка будет сформирована психологическая готовность к школе. Помочь в этом смогут специальные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, памяти, восприятия и воображения.

 

 

Рекомендации для родителей по подготовке ребенка к школе

Знания, необходимые первокласснику:

  1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке). Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.
  2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
  3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.
  4. Знать буквы алфавита.Запомнить их лучше всего с помощью ассоциаций: А — аист, апельсин, Б – барабан, бегемот и т.д.
  5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.
  6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
    7. Иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз).
    В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.
    8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).
    Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.
    9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.
    Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.
    Практические советы родителям.
    — Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).
    — Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения.
    — Готовя ребенка к школе, старайтесь прибегнуть к помощи профессионалов. Помните, что познавательная сфера вашего ребенка нуждается в профессиональном развитии.
    — Главное в подготовке ребенка к школе — создать мотивацию и радостное ожидание.

 

— Если вы дома хотите заниматься с ребенком, используйте методическую литературу. Помните, что педагогика — это наука.
— Озаботьтесь заранее формированием навыков самостоятельности у своего ребенка. Помните, что в школе без них вашему малышу будет очень трудно.
— Не старайтесь сдерживать эмоции своего ребенка при их проявлении. Помните, что у младшего школьника эмоциональная сфера развита более чем волевая и интеллектуальная.
— Если ребенку нравится заниматься художественным творчеством, поддержите его. Помните, что эстетическое развитие вашего ребенка во многом определит развитие его личности в целом.
— Постоянно читайте с ребенком и мотивируйте его на самостоятельное чтение. Помните, что владение техникой чтения позволит вашему ребенку овладеть и другими учебными навыками.
— Занимайтесь с ребенком подготовкой к школе в игре. Помните, что для дошкольника игра — ведущий вид деятельности.
— Не пускайте на самотек просмотр вашим ребенком телевизионных программ. Дозируйте такие просмотры как по времени, так и по содержанию. Старайтесь обсуждать с ним увиденное. Помните, что телевизор способен внедряться в сознание вашего ребенка и изменять его.
— Если ваш ребенок не уверен в себе, значит, где-то в детстве вы упустили момент. Постарайтесь переломить ситуацию. Помните, что только создание ситуаций успеха и вера в ребенка помогут вам.